СТАТЬИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

УО МО «Мухоршибирский район»

МБОУ «Хошун-Узурская СОШ им. Эрдынеева Ш-Н.Э.»






Тема «История села Хошун-Узур»






Автор: Гомбоев Баир, ученик 4 класса

Хошун-Узурской СОШ

Руководитель: Санжиева Зэбзэма Жамсаевна,

учитель русского языка и литературы






 



с.Хошун-Узур, 2014 год


 

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём.


Вступление.

Человек, рождаясь, не выбирает себе место. Может, место выбирает человека. И это место мы называем тоонто, малая родина. Моя малая родина – Хошун-Узур. Такое красивое название, такое красивое село, такие красивые и добрые люди живут в родном краю. Мне всегда было интересно узнать, как появилось наше село. С таким вопросом я обратился к бабушке, дедушке, маме и учительнице. И учительница предложила мне изучить историю нашего села. Данная работа посвящена изучению родного края.

Актуальность исследования продиктована тем, что данная работа позволит выяснить, как образовалось наше село, кто был первым жителем, чем занимались.

Цель моего исследования узнать как можно больше об истории села Хошун-Узур. В ходе выполнения исследовательской работы я ставил следующие задачи:

- выяснить, как появилось наше село;

- выяснить первых жителей села;

- сбор материалов о колхозе, школе.

Во время написания работы я применяла следующие методы:

сбор материалов посредством опроса взрослых;

- обобщение и анализ записанной информации;

- работа в школьном музее;

- изучение литературы по теме и сопоставление, сравнение с собранным материалом.


Основная часть.

Для того, чтобы изучить историю нашего села, я работал в школьном музее, опрашивал бабушек и дедушек, искал материалы в книгах.

Итак, из «Истории Бурятии» я узнал, что Тугнуйскую степь населяли буряты хоринских родов: харгана, хубдууд, батана, саган, худай. Основным занятием было скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, занимались выделкой шкур. На рынок вывозили в основном продукты скотоводческого хозяйства: мясо, молочные изделия, изделия из кожи, шерсти, шкуры.

Началом Тугнуйских степей является Сагаан-Шулуутай, а завершается долина цолгинскими степями. Всё это бескрайняя Тугнуйская степь.

На окружённой священными горами Баян-Улаан, Дарьха-Улаан хада, Шэнhэтэ, Тарбагата жили маленькими улусами Баруун-Хунды, Зуун-Хунды, Хошун-Узур, Мангаажан-хотон, Барай –Адаг.

В 900-ые годы в Хошун-Узуре проживали 10 семей.Затем из местности Зуун-Хунды переехали в Хошун-Узур ещё 4 семьи. Но в 20-ые годы 8 семей выехали из села. И в 1925году в Хошун-Узуре проживали всего 6 семей: Ринчинов Цыбэк- дед Валерия Батомункуевича; Намсараева Замбала- отец Занди Замбаловича; Шагжитаров Чимит – отец Гунги Чимитова. В это время в Баруун-Хунды жили 16 семей, Зуун-Хунды- 17 семей, Мангаажан-хотон- 7, Барай-Адаг -4.

В 1931году все эти 5 сёл объединились в сельхозартель «Улаан-Туяа». В 1934 году сельхозартель «Улаан Одон» и артель «Улаан Туяа» объединились в единый колхоз. По названию колхоза наше село раньше называли «Улаан Туяа» (Красная Заря).

В 1942 году образован филиал Барской начальной школы. Заведующей была молодая учительница Бакланова Мария Артёмовна.

В 1946 году после демобилизации с фронта директором Барской начальной школы назначен Эрдынеев Ширип-Нимбу Эрдынеевич. И до выхода на пенсию, в течение 27 лет руководил школой. 17 января 2008 года Президент – Председатель Правительства Республики Бурятия Наговицын В.В. подписал Постановление «О присвоении Хошун-Узурской средней общеобразовательной школе имени Эрдынеева Ширип-Нимбу Эрдынеевича».

В 1949 году в селе установили радиоточки. « Это было очень интересно,- рассказывает ветеран труда Дашиев Дашибальжир Дашиевич,- маленький чёрный ящик начал рассказывать последние новости. Все собирались в конторе и ждали новостей».

В 1950 году установили мельницу, пилораму. Строителями были Симаков Фёдор Алексеевич, Нагмитов Данзан Нагмитович.

В 1951 г. объединились колхоз «Улаан Туяа» и колхоз имени Ворошилова в единое хозяйство им. Булганина. Председатель Мижитов Бато Дашиевич. В 1953-54 колхоз «Шэнэ байдал» села Сухын Булаг, колхоз им. Сталина села Галтай объединились с колхозом им. Булганина и образовали большой колхоз «Унэн».

В 1957г. председателем колхоза назначен Семёнов Цырен-_Дондок Семёнович. В книге «Народный председатель» на 36 странмце читаем: «В 1957году он избран председателем колхоза «Унэн», недавно образованного путём слияния нескольких хозяйств улусов Сухын Булаг, Хошун-Узур, Харьяск, Галтай. В них преимущественно жило бурятское население. В 1959году к «Унэну» был присоединён колхоз имни 20 партсъезда – сёла Калиновка и Верхний Сутай, основной костяк которых составляли русские семейские». С этого времени начинается большое строительство в колхозе: 1958 – построен клуб. В 1959 новое здание начальной школы. Строили эти здания: Нагмитов Данзан нагмитович, Чимитов Сультим Чимитович, Сангаев Даши Сангаевич и много других односельчан.

В 1960 году в селе установили телефонную связь. «Первый телефон находился в конторе,- рассказывает пенсионер Дамба Тогмитович. По важным делам ходили туда и звонили в райцентр».

В 1962 году школа преобразована в восьмилетнюю. В 1962 году построили здание средней школы (бывшее здание Сутайского дацана), школа в 1965 году преобразована в среднюю. Школу топили дровами, старшеклассники с учителями заготавливали дрова. В 60-70-ые годы в школе успешно работали пионерская и комсомольская организации. Пионерская дружина носила имя прославленного земляка-снайпера Цырен-Даши Доржиева. Первой пионервожатой была Цыбикова Цыпилма Базаровна. В октябре 1963 годав школе была создана комсомольская организация.

В 1964 году открыли отделение связи – почту. В эти годы люди подписывались на газеты, журналы. А сейчас у нас нет почты, газеты раздают почтальоны из Мухоршибири, чтобы получить пенсию, пенсионеры выезжают в Мухоршибирь. Учительница говорит, что это шаг назад. В этом же году в школе был открыт краеведческий музей, руководитель Цыренов Бальжинима цыренович.

В 1965 построено здание пришкольного интерната. Заведующими работали: Бакланова Мария Артёмовна, Мосорова Анна Николаевна, Бармитова Роза Цырендоржиевна, Батуева Налаза Очировна. В 1966 году в нашем селе открыли позную. Заведующим был Нагмитов Данзан Нагмитович, повара Мальцева Татьяна Борисовна, Хышигтуева Дулма бабушка. Моя прабабушка вспоминает: «Позы были очень вкусные, большие. 1 бууза стоила 20 копеек. О нашей позной была напечатана статья даже во Всесоюзном журнале «Крестьянка».

В 1970 году построено типовое двухэтажное здание средней школы. Это был большой праздник для всех: школьников, учителей, родителей. Председатель колхоза Семёнов Цырен-Дондок Семёнович был удостоен значка «Отличник народного просвещения».

В 1972 году открыли детский сад, заведующая Раднаева Мария Чимитовна . Сейчас дочь, Санжид Цыбикдоржиевна, работает воспитателем в детском саду «Туяа».

В 1972 году в центре села воздвигнут обелиск памяти погибшим на войне землякам, прославленному снайперу Цырен-Даши Доржиеву. Вот статья из газеты «Ленинский путь»: « 9 Мая. Празднично украшено село Хошун-Узур. Пионеры в красных галстуках и пилотках, учащиеся младших классов с шарами, флажками. Митинг начинает председатель сельского Совета Дамбаев Дашибыл Дамбаевич.»

В 1990 году построен памятник «Субурга». Строили Нагмитов Данзан Нагмитович (1911), Батомункуев Цыретор Цыренович (1927), Цыренгармаев Бадмажап Цыренгармаевич (1929) и, конечно, помогали все жители: и старики, и дети. Субурга посвящена памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны. С лицевой стороны Субурги мы видим стеклянную дверцу. Открыв её, мы видим специальное место для зажигания вечного огня. Место имеет вид прямоугольного шкафчика. Внутри неё есть зеркало и труба, ведущая вверх. Вот в этом месте жители нашего села каждый вечер зажигают огонь в память о погибших воинах и указывают путь путникам.

В 1995 году воздвигнут новый обелиск памяти погибшим на войне землякам в честь 50-летия Великой Победы. Он и сейчас стоит в центре села. В этом же году в школе открыт литературный музей поэта-земляка Г.Г.Чимитова.

В 1996 году открыт музей « Семёнов Ц-Д.С.- организатор и руководитель колхоза «Знамя Ленина»

В 2011 году состоялось открытие Арбата. 9 мая 2012 года открыт новый бронзовый бюст знаменитому снайперу Цырен-Даши Доржиеву.


Заключение.

Мне очень понравилась данная тема. Мы всей семьёй искали информацию, спрашивали друзей, знакомых, старожилов.

Как это замечательно узнавать историю родного села и совершить экскурсию во времени по историческому прошлому своего села! Значит, сохранилась связь поколений, значит, село, его дома, улицы будут жить.

Любуюсь я твоей красой

И хлебным полем и тайгой,

Тугнуйский край- степная ширь.

Земля моя, Хошун-Узур1



Использованная литература:

1. «Председатель колхоза», Улан-Удэ,2013

2. Газета «Ленинский путь»

3. Газета «Информ полис»

4. Материалы из архива музея школы

 

                                                   История родного края

Автор: Лосолов Майдар, ученик 6 класса Хошун-Узурской СОШ

 Введение

   Причудливые формы сопок, пещер, наскальные рисунки, могильники, монументальные каменные  курганы-всё это напоминает о тех временах, когда древние племена населяли эту местность, когда со своим войском здесь проходил Чингисхан. Именно здесь  произошла битва его войска с меркитами под названием Бооро-хэрэ.

   Легенда гласит: когда великий хан разбил меркитов, в знак победы он поставил своё девятибунчужное знамя (по монгольски «туг» ), от этого и произошло название Тугнуй.

   В привольной Тугнуйской долине расположен Мухоршибирский район. В республике наш район известен не только как хлеборобный край, как житница с богатыми плодородными землями, но и талантливыми людьми.

                                                                                            От Предбайкалья до Аги,

                                                                                            От Алдана до Оки,

                                                                                            С нами хранители наши!

                                                                                            К небесам возносите ушедших,

                                                                                             Возвращаете веру заблудшим…

                                                                                             Девять знамён трепещут,

                                                                                             Поднимаются выше, выше!

 

  Основная часть

      Богата и неповторима наша родная Бурятия уникальными памятниками природы, воспетыми в сказаниях и легендах нашего бурятского народа. Благодаря которым возрождаются древние традиции и культура коренных этносов Байкальского региона.

.      В средневековье, в конце 12 века,в Тугнуе обитало племя меркитов.По сведениям старожилов Тугнуйской степи именно меркиты поклонялись этой местности.После изгнания их Чингисханом в Баргуджин Тукум насельниками Тугнуя стали монгольские племена вплоть до прихода сюда русских казаков, а с первой половины 12 векаТугнуйская степь полностью была занята хоринскими родами харгана, хубдут, батанай, худай и саган 

      Южная часть  хребта Сагаан дабан, начиная от впадения Тугнуя в Хилок и вверх до Яблоневого хребта, буквально напичкана древними памятниками – небольшими курганами из плит и камней, могильниками эпохи до нашей и нашей эры. Археологи Бурятии вплотную ими ещё не занимались.

        Много нераскрытых тайн и загадок хранит наша Тугнуйская степь. Так в 2006 году был обнаружен уникальный памятник природы «Табан хурган» (Пять пальцев), который находится на южном склоне хребта Сагаан дабан, возле села Галтай Мухоршибирского района.По своей форме этот каменный массив похож на «выросший» из земли правую ладонь человека, он расположен так, будто что-то просит у неба.И символизирует собой связь неба и земли. Существует две версии происхождения этого необычного памятника. Этот камень большого размера, действительно напоминает кисть руки, на каждом пальце которой имеются линии. А ладонь похожа на человеческую ладонь с четкими линиями.      

       По одной из версий, в древние времена «Пять пальцев» были дарованы монгольскими племенами меркитам после их возвращения на родину – Тугнуйскую долину. Этот народ  поклонялся вечно синему небу в окрестности села Галтай. Позже, во времена Чингисхана, меркиты были оттеснены ближе к Баргузинской долине. Но через некоторое время они сумели вернуться на родную землю и поклониться местным божествам. Тогда вечное синее небо ниспослало в дар древне- монгольскому племени этот необычный символ их веры.  

        Вторая легенда гласит,что « Табан хурган» - правая кисть руки Чингисхана, выросшая из-под земли после его ухода из Тугнуйской долины. А левая кисть Чингисхана находится в Монголии. Таким образом, великий сын неба отмечал своё присутствие на земле. Ещё в древности во времена Чингисхана , рядом с этой местностью был дворец чингисидов.

        В 12 – 13 веках в этой местности совершались жертвоприношения.Обряды продолжались вплоть до 30 –х годов 20 века, до начала массовых репрессий.

        В советское время , этот памятник , как и многие другие религиозные символы, был запрещён и предан забвению.

        Издревне люди просили благословения у местных духов в делах земных и думали о душе, желая покровительства небожителей. Спустя почти семь десятилетий такая  возможность вновь появилась у жителей  республики.

         Священнодействие у подножия – обряд  поклонения – тайлаган « Табан хурган» - это почитание духов местности, проявление человеческой  сущности – стремления и воли к  жизни, неразрывности рода человеческого. Участникам тайлагана даётся возможность видеть   своё  будущее, бессмертие в потомстве, тем самым совершаются обряды поклонения божествам для продления рода, прошения удачи, а также духовного и физического благополучия.

          Также этот уникальный природный памятник « Табан хурган « способен представлять интерес и у гостей нашей Бурятии, являясь проявлением исконной сущности народа, населявшего эту землю и сохранившегося до наших дней в благодарной памяти потомков.

          С 2006 года религиозное объединение шаманов « Тэнгэри» каждое лето проводит  обряд – тайлган на месте нахождения « Табан хурган».

           Очевидцы присутствовавшие на тайлгане рассказывают, что с утра перед проведением тайлгана было пасмурно , ветрено и не было видно солнца из- за большой облачности. С началом обряда в небе появился чёрный орёл. Он долго кружил над «Табан хурган» по часовой стрелке, погода резко изменилась, ветер ослаб, а затем вообще утих, и  наконец появилось солнце.

            С каждым годом число паломников на обряде – тайлгане  «Табан хурган» увеличивается. В тайлгане участвуют  все бурятские племена – эхириты, булагаты, 11 родов хоринских бурят, хонгодоры,сартулы. А так же выходцы с Тугнуйской  степи, живущие за пределами нашей родины, чей род берёт своё начало  в Тугнуйской долине.

           Святое место  «Табан хурган»  любят посещать люди , попавшие в трудные жизненные ситуации , имеющие денежные затруднения.

           Привлекать удачу , богатство  на это святое место приходили люди и во времена Чингисхана . Ходят легенды , что с помощью шаманов молитвы простых смертных у чудодейственного камня « Табан хурган» творят настоящие чудеса.

            После обряда начинаются народные гулянья, проводятся состязания по национальной борьбе, в мастерстве исполнения старинных бурятских песен.Каждый победитель награждается ценным призом.

              Ещё одним  из уникальных памятников природы нашего края является открытый в 2009 году в местности Омулёвка Тарбагатайского района, на берегу реки Селенги, в 20 километрах от города Улан – Удэ каменный останец – камень, похожий на человека.Хозяин Селенги – Бухэ – Баатор. Его имя переводится как «сильный , могущественный богатырь». Если хорошо всмотреться , то можно заметить : в своей правой руке он держит чашу мудрости , а в левой – шаманский бубен. В этих местах Бухэ – Баатор властвует не один : рядом с ним его жена и дочь , они находятся  за спиной богатыря.           

                    Бухэ – Баатор является воплощением одного  из тринадцати божеств Байкальского региона .

                     По старинным шаманским преданиям все крупные реки имеют своего хозяина- так  хозяин Ангары – Аша сагаан ноён ,Иркута – Эмниг сагаан ноён , Лены – Ажирай ноён , а Селенги – Бухэ – Баатор.

                     Бухэ – Баатор – Хозяин Селенги по преданиям был одним из полководцев Чингисхана , он обладал богатырским телосложением и при этом имел шаманский дар. Поэтому умел побеждать своих врагов силой оружия и вселял в своих воинов боевой дух победителя . Бухэ – Баатор не случайно стал духом – Хозяином Селенги , самой большой реки , впадающей в Байкал , ведь эта река берет своё начало со священной горы Бурхан Халдун , почитаемой как пристанище духа Чингисхана. Поэтому до выделения старообрядцам земель в этом районе буряты свято чтили Омулёвую гору . В последний раз обряды – тайлган в этом месте проходили , по рассказам старых шаманов , в два  дцатых годах прошлого столетия.   

              Несмотря на то что жилище Бухэ – Баатора находится на Ольхоне , обряд – тайлган поклонения ему проходит на берегу реки Селенги , в местности Омулевка Тарбагайтайского района.

             Вот что рассказывает уроженец Кижинги Радна Рампилов , первый обнаруживший Бухэ – Баатора – Хозяина Селенги : «Я ехал на машине , когда увидел орла , сидящего под камнем. Вдруг орел взлетел , и я невольно проследил за ним. Он сделал несколько кругов над нами и сел на гору.проследив за ним . Я увидел сидящего наверху горы могучего воина, на плече его сидел орел.»

             Существует поверье что Бухэ – Баатор – Хозяин Селенги дарует людям дух силы , смелости и ловкости. Он считается покровителем военных , спортсменов, сотрудников правоохранительных органов , мужчин вообще. Участие в тайлгане – обряде поклонения Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги перед крупными соревнованиямипринимают бурятские спортсмены.

             Только близкие первого олимпийского чемпиона из Бурятии Алдара Бальжинимаева знали его тайну.Перед отъездом на олимпийские игры он помолился Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги .Перед всеми крупными соревнованиями обряд поклонения Бухэ –Баатору провели бурятские борцы, в том числе Александр Богомоев, который выиграл потом несколько крупных соревнований. Ежегодно приезжают помолиться Хозяину Селенги – Бухэ – Баатору девушки из женской сборной по вольной борьбе.Как рассказал тренер сборной Бурятии по женской вольной борьбе Евгений Павлов : « Обряд поклонения Бухэ – Баатору очень сильно помогает нашим спортсменам , он вселяет в них чувство воли к победе . Перед чемпионатом России приезжали поклониться Бухэ – Баатору результаты не заставили себя ждать. Наши девушки борцы показали очень хорошие результаты на чемпионате России.

           Обряд поклонения Хозяину Селенги стал традиционным .Ведь Бухэ- Баатор – Хозяин Селенги по преданиям является одним из сыновей  Вечно синего неба , он же правитель войск, дарующий гармонию и физическую силу . Он дарует людям ту могущественную силу, которая дается человеку от природы с рождения .

              Вот что рассказал член правления религиозной организации «Тэнгэри» Алексей Шолонов: «В качестве подарка божествам приготовлены берёзки.Каждая из них что-то символизирует.В совокупности же они образуют шаманскую рощу.Первое дерево , называется Ур модон ,то есть оно лидируещее , начальное дерево. Потом – Эсэгэ модон ,то есть дерево отец , оно выкапывается вместе с корнем , символизирует связь неба и земли. Потом – мать – дерево,называется Эхэ модон. И последнее – Сэргэ модон ,то есть когда духи спускаются с небес, они своих коней привязывают именно на сэргэ.

           Дерево берёза – символ чистоты, верности. Для обряда тщательно выберают только самые ровные,стройные берёзы.Их привозят вместе с корнями  и высаживают буквально на несколько   часов в землю.После обряда поклонения – тайлгана их выкопывают и отвезут в дар Хозяину Селенги – Бухэ –Баатору – на Ольхон. Именно там находится его резиденция.

         Не привыкшему к шаманским обрядам человеку обряд кажется грозным  и вызывает противоречивые чувства : жалость к жертвенному животному  и понимание того, что в знак уважения к духам предков в жертву приносят самое дорогое .

            Кроме того, такое заклание барана считается наиболее безболезненным способом принести в жертву . Больше всего поражает вхождение духов в шаманов. На обряде поклонения Бухэ – Баатору главный шаман вызывает в себя дух Бухэ – Баатора – Хозяина Селенги.

           Каждый год в конце лета на обряд поклонения Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги не случайно съезжается много спортсменов, военных ,сотрудников правоохранительных органов, чьим покровителем и является Бухэ – Баатор «Могучий богатырь».

           Шаманы говорят : « Многое зависит от самого человека , однако и помощь богов не будет лишней. Её Хозяин – Селенги Бухэ- Баатор  вновь и вновь дарует всем верующим.

           После обряда поклонения Бухэ-Баатору праздник обретает форму народного гуляния, люди отдыхают и радуются теплому летнему дню , ведь это тоже считается угодным небожителям .Проводятся соревнования по национальной борьбе и культурная программа.

    В 30 километрах от города Улан – Удэ не далеко от села Тарбагатай ,на берегу реки Селенги находится гора Спящий лев «народное название – « Омулёвая «, являющаяся уникальным природным памятником и одним из священных мест для верующих Бурятии.

             Гора представляет собой огромный утес , который устремляется прямо в воды реки Селенги. Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с лохматой гривой покоится на лапах , видна мощная спина , а дорога у склона похожа львиный хвост.Склон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях растут разноцветные лишайники , а в норках прячутся пушистые суслики.

              С вершины горы открывается красивейший вид на реку Селенгу и окрестные местности. Неописуема красива живописная панорама долины реки Селенги – самой большой реки Бурятии,впадающей в озеро Байкал и окрестных гор.

              По народным преданиям говорится что где – то на окрестных горах лежит его львитца с двумя маленькими львятами.

               На вершине горы где расположена голова льва, а точнее грива находятся два котлована .В одном из котлованов постоянно собирается вода.Существует поверье что, если человек у которого болят глаза умоется этой водой , то болезнь отступит.

           Рядом с горой проходит федеральная трасса и люди с разных концов нашей необъятной родины останавливаются у « Спящего льва». И каждый проезжающий просит благословения у «Спящего льва» , чтобы удача и везение не покидали  их в дальней дороге. О горе « Спящий лев « знают многие за пределами нашей республики Бурятия.

Вывод.

            Изучив все выше приведённые уникальные памятники природы можно сделать вывод что мир археологических памятников нашей этнографической Бурятии необычно богат и разнообразен.Они распространены по всей территориинашей Бурятии ,Иркутской и Читинской областей , преимущественно по берегам рек и озёр , у подножий гор , в пещерах и на скалах посреди лесов и полей.Исторически околобайкальский регион явился зоной контактирования различных по происхождению и культуре народов и племен,столкновения и взаимо действия двух систем цивилизации—Востока и Запада.В итоге население стало многонациональным, в этом многоцветии наш бурятский народ сумел сохранить свою самобытность, язык и культуру, вышли на арену мировой истории.

                В современных условиях радикальных перемен и пробуждающегося национального самосознания у нашего народа усилился интерес к своей истории,быту, религии, традициям, обычаям , к культурному наследию.История и культура бурятского народа интересует представителей других народов Бурятии и Р                                                                  оссии  . Исторические представления бурят были довольно обширными ,представленными не только легендами, преданиями,родословными,генеалогиями,но и летописями, хрониками. Нередко исторические объяснения носили религиозно – мифологический характер.В жизни бурятского народа знаниям родовых и племенных делений  , обычаев и традиций придавалось исключительное значение.

             Вольные наши предки были привязаны к родной земле неистощимой любовью и вечной преданностью своим маленьким улусам у рек , своим родным горам и степям ,которые они были готовы защищать до последнего вздоха.

             Такая любовь и преданность своей малой родине до сих пор отличает нас .Из морщинистых натруженных ладоней наших отцов и дедов вместе с первым глотком материнского молока мы приняли эстафету преданности и веры в нашу многострадальную древнюю землю, её прошлое и будущее.Теперь нам предстоит передавать своим детям то, что мы носим в груди как священный неугасимый огонь.

              Мы – наследники древней культуры. Наши предки , праведники, тэнгрии и боги ещё ждут, когда мы откроем для себя своё богатейшее наследие. Мы должны увидеть истинную красоту своего народа и полюбить его так, как он этого заслуживает.

                Об историческом опыте нашего народа, деяниях героев и гениев , святых и мучеников нашей земли ,о религиозном и культурном наследии нашего народа,о его причастности к большому содружеству монгольских народов сегодня надо много говорить нашей молодёжи.Теперь пришло время вспомнить наше прошлое.

              Своё уважение к предкам мы можем проявить тем , что просто будем знать  о них немного больше , интересоваться историей родной земли и любить её.

               Памятники археологии отражают все минувшие эпохи в истории человеческого общества в районе озера Байкал.

                Тот человек , кто почитает свой род , обретёт покровительство духов …

                  Люби свой народ и свою землю!                     

                Мир начинается в каждом из нас ….

 

 

 

                                                                                                                    

Тезис

Актуальность исследования  продиктована тем, что мы плохо знаем наши уникальные памятники природы, нашу прекрасную Бурятию.                                       

Цель исследования вытекает из его актуальности: изучить памятники природы Тугнуйской долины и памятники по трассе до города Улан-Удэ.

Задачи: изучить материалы, посвящённые памятникам природы.

               Изучить газетные статьи, посвящённые обрядам-тайлган.

               Съездить к памятникам  природы.

Методы исследования:

1)Поиск информации о памятниках природы;

2)Беседы, интервью у старожилов;

     В привольной Тугнуйской долине расположен Мухоршибирский район. В республике наш район известен не только как хлеборобный край, как житница с богатыми плодородными землями, но и талантливыми людьми.

   В средневековье, в конце 12 века, в Тугнуе обитало племя меркитов. По сведениям старожилов Тугнуйской степи именно меркиты поклонялись этой местности.После изгнания их Чингисханом в Баргуджин Тукум насельниками Тугнуя стали монгольские племена вплоть до прихода сюда русских казаков, а с первой половины 12 векаТугнуйская степь полностью была занята хоринскими родами харгана,  хубдут,  батанай,  худай и саган.      Много нераскрытых тайн и загадок хранит наша Тугнуйская степь. Так в 2006 году был обнаружен уникальный памятник природы «Табан хурган» (Пять пальцев), который находится на южном склоне хребта Сагаан дабан, возле села Галтай Мухоршибирского района.По своей форме этот каменный массив похож на «выросший» из земли правую ладонь человека, он расположен так, будто что-то просит у неба.И символизирует собой связь неба и земли. Существует две версии происхождения этого необычного памятника. Этот камень большого размера, действительно напоминает кисть руки, на каждом пальце которой имеются линии. А ладонь похожа на человеческую ладонь с четкими линиями.      

Вторая легенда гласит,что « Табан хурган» - правая кисть руки Чингисхана, выросшая из-под земли после его ухода из Тугнуйской долины. А левая кисть Чингисхана находится в Монголии. Таким образом, великий сын неба отмечал своё присутствие на земле. Ещё в древности во времена Чингисхана , рядом с этой местностью был дворец чингисидов.

        В 12 – 13 веках в этой местности совершались жертвоприношения.Обряды продолжались вплоть до 30 –х годов 20 века, до начала массовых репрессий.

          С 2006 года религиозное объединение шаманов « Тэнгэри» каждое лето проводит  обряд – тайлган на месте нахождения « Табан хурган».

           Очевидцы присутствовавшие на тайлгане рассказывают, что с утра перед проведением тайлгана было пасмурно , ветрено и не было видно солнца из- за большой облачности. С началом обряда в небе появился чёрный орёл. Он долго кружил над «Табан хурган» по часовой стрелке, погода резко изменилась, ветер ослаб, а затем вообще утих, и  наконец появилось солнце.

Ещё одним  из уникальных памятников природы нашего края является открытый в 2009 году в местности Омулёвка Тарбагатайского района, на берегу реки Селенги, в 20 километрах от города Улан – Удэ каменный останец – камень, похожий на человека.Хозяин Селенги – Бухэ – Баатор. Его имя переводится как «сильный , могущественный богатырь». Если хорошо всмотреться , то можно заметить : в своей правой руке он держит чашу мудрости , а в левой – шаманский бубен. В этих местах Бухэ – Баатор властвует не один : рядом с ним его жена и дочь , они находятся  за спиной богатыря.

  Вот что рассказывает уроженец Кижинги Радна Рампилов , первый обнаруживший Бухэ – Баатора – Хозяина Селенги : «Я ехал на машине , когда увидел орла , сидящего под камнем. Вдруг орел взлетел , и я невольно проследил за ним. Он сделал несколько кругов над нами и сел на гору.проследив за ним . Я увидел сидящего наверху горы могучего воина, на плече его сидел орел.»

             Существует поверье что Бухэ – Баатор – Хозяин Селенги дарует людям дух силы , смелости и ловкости. Он считается покровителем военных , спортсменов, сотрудников правоохранительных органов , мужчин вообще. Участие в тайлгане – обряде поклонения Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги перед крупными соревнованиямипринимают бурятские спортсмены.

        

В 30 километрах от города Улан – Удэ не далеко от села Тарбагатай ,на берегу реки Селенги находится гора Спящий лев «народное название – « Омулёвая «, являющаяся уникальным природным памятником и одним из священных мест для верующих Бурятии.

             Гора представляет собой огромный утес , который устремляется прямо в воды реки Селенги. Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с лохматой гривой покоится на лапах , видна мощная спина , а дорога у склона похожа львиный хвост.Склон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях растут разноцветные лишайники , а в норках прячутся пушистые суслики.

              Мы – наследники древней культуры. Наши предки , праведники, тэнгрии и боги ещё ждут, когда мы откроем для себя своё богатейшее наследие. Мы должны увидеть истинную красоту своего народа и полюбить его так, как он этого заслуживает.

               Памятники археологии отражают все минувшие эпохи в истории человеческого общества в районе озера Байкал.

                Тот человек , кто почитает свой род , обретёт покровительство духов …

                  Люби свой народ и свою землю!                    

                Мир начинается в каждом из нас ….